1278415360_velotsepЛюбая техника требует обслуживания. Велосипед, являясь техническим устройством со множеством узлов и движущихся частей - не исключение. В этой статье мы попробуем описать методы и средства ухода за велосипедом.

Смазка

Не нужно объяснять, чем смазанный велосипед отличается от несмазанного. Это сразу услышит и прохожий, обернувшийся на неприятно скрежечащий и скрипящий объект, проехавший ему навстречу, и сам райдер, ощущая «тугость» хода своей машины. И вообще, несмазанный велосипед давно стал верным аттрибутом «велочайника».

Все смазки, кроме множества параметров, имеют один общий - степень адгезии (сцепляемость с поверхностью металла). Любая жидкая смазка обладает невысокой адгезией и, соответственно, легко вымывается водой из таких важных узлов, как втулки, чашки рулевой колонки, каретки. Вполне естественно, что при отсутствии смазки чашки втулок, конуса, вал каретки и другие детали, имеющие высокую твердость после термообработки, быстро коррозируют и выкрашиваются.

Обычное велосипедное масло. Базовое минеральное масло для цепей и стержневых деталей, снижающее трение, облегчающее движение элементов. Оно имеет относительно тонкую плёнку и может быть смыто, например, дождём. Поэтому обычное масло требует застой замены. Многие производители добавляют в масло специальные добавки, которые «продлевают» жизнь масляной плёнке и предотвращают стекание масла со смазанных поверхностей. Летом в сухую погоду использования обычного минерального масла, такого как HOLMENKOL Lube Classic, вполне достаточно.

Аэрозоли с Teflon®. После того, как смазка высыхает, Teflon продолжает работать на уменьшение трения. Его добавляют с состав для более продолжительной и более «гладкой» работы смазки и для защиты от воды. Эти аэрозоли очень хорошо подходят для смазки движущихся частей в велосипеде, особенно цепи. Также плёнка с Teflon обладает водоотталкивающими свойствами. Существуют различные решения таких аэрозолей для разной погоды: лёгкие (но относительно легко размываемые) смазки для сухой погоды и тяжёлые смазки, крепко держащиеся на цепи даже при наличии большого количества воды, например HOLMENKOL Lube Extreme.

Литиевая смазка. Это хорошая альтернатива универсальным смазкам с Teflon, также хорошо отталкивающая воду. К тому же она дешевле. Однако такая смазка не может применяться в амортизационных вилках и велосипедах, которые не поддерживают использование смазочного шприца.

Смазка цепи требует отдельного глубокого рассмотрения. Цепь - важный узел велосипеда. Во всем мире на велосипедах используются "полудюймовые" цепи, т.е. шаг цепи составляет 12.7 мм, а диаметр ролика 7.75 мм. Цепь состоит из набора сайлентблоков (втулки и оси), соединенных пластинками из термообработанной стали. При многих достоинствах цепной передачи, она имеет один большой недостаток: в процессе эксплуатации цепи сайлентблоки изнашиваются и, как следствие, увеличивается шаг цепи. При этом шаг зубчаток (ведомых и ведущих), естественно, не изменяется и в какой-то момент начинается износ зубчаток. Так что если вы ещё не осознали того, что за цепью нужно бережно ухаживать, то Вашему железному коню можно только посочувствовать.

Ведущими европейскими компаниями, производящими средства для ухода за велотехникой  являются английская фирма WELDTITE и немецкий производитель HOLMENKOL.

destad-2Очистка
Велоспорт – весьма грязный спорт. И само по себе это неплохо. Но велосипед любит быть чистым. Это продлевает жизнь его компонентам и это радует глаз его хозяина. Существует большое количество средств, предназначенных для очистки различных частей велосипеда. Например, средство для очистки дисковых тормозов. Какие же у него должны быть свойства? Прежде всего средство должно быстро сохнуть, не оставляя никаких следов на дисках и не должно никоим образом реагировать с материалом тормозов. К наиболее важным частям, требующим очистки, относится цепь. Для её качественной очистки требуется не только специальный состав с малым содержанием воды (для того, чтобы не подвергать цепь коррозии), но и оборудование, позволяющее сделать это быстро и эффективно – машинка для очистки цепи, например машинка BBB или машинки BARBIERI. На Западе велосипедисты говорят: «Кончай чистить цепь зубными щётками и секонд-хенда». Трудно с этим не согласиться. С очисткой рамы тоже не всё так просто. Ведро тёплой воды с моющим средством может быть далеко не самым лучшим решением для решения проблемы «грязного велосипеда». Составляющие бытовых чистящих средств могут взаимодействовать не только со смываемой грязью, но и металлом или краской велосипеда. Помимо прочего, некоторые велоочистители в виде пасты могут улучшать внешний вид поверхностей и закрывать неглубокие царапины.

Примером хорошего средства может служить HOLMENKOL Dirt Protector и HOLMENKOL Bike Wash.

btl_41m_bigИнструмент
Казалось бы, велосипед – не такой уж и сложный механизм. Но, оказывается, чтобы его обслуживать, нужно иметь приличный арсенал инструментов. При покупке любого инструмента нужно в первую очередь обращать внимание на его качество. Дешевой некачественной отверткой будет проблематично отвернуть упрямый винт, а сорвать шлиц очень легко. Лучше заплатить больше за хороший набор ключей и отверток, чем потом высверливать дрелью сломанный винт. Да и прослужит качественный инструмент гораздо дольше, тем самым оправдывая свою цену.

Качественные инструменты для вашей веломастерской можно найти в нашем каталоге велозапчастей и аксесуаров.

Отвертки, ключи под внутренний шестигранник, накидные, рожковые, разводные ключи для велосипеда. В современном велосипеде много винтов и гаек под внутренний шестигранник, поэтому пару небольших отверток (плоскую и крестообразную) и набор ключей следует возить всегда с собой. Существуют наборы ключей специально для велосипеда в виде перочинного ножа. Они могут содержать различные полезные приспособления, такие как монтировки для покрышек. Если вы покупаете ваш первый велосипед, имеет смысл сразу же купить такой набор инструментов. Велосипедные наборы шестигранников обычно имеют самый большой ключ «на 8», и этого хватает почти на все случаи жизни (по крайней мере, в полевых условиях).

Но на некоторых велосипедах может потребоваться шестигранник «на 10», поэтому автомобильный набор ключей дома или в гараже лишним не будет. Да и работать в стационарных условиях удобнее именно автомобильными ключами, поскольку они имеют более длинные ручки.
Дома также желательно иметь наборы рожковых или накидных ключей размером до 16 мм, а если на вашем велосипеде колеса не имеют быстросъемных зажимов, то следует возить с собой несколько таких ключей подходящего размера или же воспользоваться ключом типа «семейного» (пользоваться «семейным» ключом дома неудобно - он короткий и врезается в руки).

Разводной ключ нужен гораздо реже, но и его не помешает иметь в запасе. Если на вашем велосипеде колеса можно снять без применения инструментов, то возить его с собой необязательно, а дома иметь разводной ключ большого размера (32 или 40 мм) очень даже рекомендуется. В современном велосипеде многие детали изготавливаются из алюминиевых сплавов, которые имеют неприятное свойство прикипать намертво. В тех случаях, когда не помогает керосин, может пригодится большой ключ (в паре с достаточно мощными тисками). Если на велосипеде стоят дисковые тормоза, то надо также иметь специальный ключ.

Монтировки (для покрышек). Если вы можете снять покрышку с обода руками, то без них можно обойтись. Если же покрышки тугие, то пару монтировок следует возить с собой всегда - снимать покрышки отвертками не рекомендуется. Автомобильная монтировка для велосипеда не подходит. В состав велосипедных ключей часто включаются пластмассовые монтировки, которые удобно возить с собой: пример удобных монтировок BBB.

Ключ для велосипедных спиц. Самая распространенная неисправность обода - восьмерка. Даже самый лучший обод при очень аккуратной езде все равно через какое-то время будет иметь восьмерку. Если восьмерка не сильная, то можно потерпеть, а вот с большой восьмеркой (после падения) ехать получается не всегда. Особенно это касается велосипедов с тормозами V-BRAKE - они очень критично относятся к восьмеркам. Поэтому ключ для велосипедных спиц тоже нужен. Ключ для отечественных велосипедов плохо подходит к импортным - он только повреждает ниппели спиц.

Набор для ремонта камер. В состав этого набора входят: заплатки, клей и шкурка (иногда монтажки). Такой набор настоятельно рекомендуется возить с собой, сами понимаете почему.

Выжимка для цепи. На многих велосипедах цепь выполнена неразъемной, и для ее снятия или замены необходимо иметь специальный инструмент - выжимка. Выжимка позволяет разъединять и соединять звенья велосипедной цепи. Если на вашем велосипеде цепь разъемная, то выжимка не нужна. Этот инструмент следует иметь дома, возить его с собой особого смысла не имеет, за исключением дальних поездок.

Ключ для втулок. Таких ключей надо иметь два. Данные ключи предназначены для разборки, сборки и регулировки подшипников втулок колес. Заменить такой ключ обычным рожковым не получается - рожковый ключ толще. Но, в крайнем случае, возможно использовать «семейный» ключ.

Съемник шатунов. В большинстве современных спортивных велосипедов ось каретки имеет квадратное сечение, а шатуны надеваются на ось и притягиваются гайками или винтами. Для установки шатунов не требуется никаких специальных инструментов кроме гаечного ключа. А вот для снятия шатуна необходимо использовать специальный инструмент - съемник. На некоторых типах кареток (стандарт OCTALINK) ось выполнена пустотелой, имеющей круглое сечение, но существует также стандарт шатунов и кареток, который называется ISIS. Он похож на OCTALINK, но несовместим с ним - для него нужен свой съемник.

Инструмент для обслуживания каретки. На многих современных спортивных велосипедах кареточный узел выполнен неразборным и необслуживаемым. Для его установки и снятия необходим специальный шлицевой ключ. Можно заменить его обычным рожковым ключом на 36 мм или в крайнем случае применить разводной (газовый) ключ. Газовым ключом надо пользоваться аккуратно - можно легко повредить раму. Если же кареточный узел выполнен разборным, то его нужно регулировать и разбирать специальным ключом для каретки, но, в крайнем случае, можно обойтись “семейным” ключом.

Инструмент для обслуживания кассеты и трещотки. Необходимость снять кассету возникает достаточно часто. Например, при регулировке втулки заднего колеса или при замене спицы со стороны кассеты. Для снятия и установки кассеты необходим такой съемник. Какой съемник покупать - зависит от того, какой тип задней втулки используется на вашем велосипеде. Для втулки с навернутой трещоткой надо использовать тот, что на фотографии слева. Для втулок SHIMANO - один из остальных Если ось втулки пустотелая, то лучше приобрести тот, что справа (с направляющей осью). При снятии кассеты возникает проблема ее удержания, потому что отвинчивать кассету приходится в направлении свободного вращения заднего колеса. Для удержания кассеты применяется хлыст. Его можно сделать самому из велосипедной цепи. В крайнем случае можно воспользоваться автомобильным съемником для масляного фильтра.

Кусачки для тросов. Кусачки нужны при замене тросов тормозов и переключателей. Эти же кусачки могут напрессовать наконечник на трос. Обычными пассатижами не получится аккуратно перекусить трос - он сплющивается и потом начинает расплетаться. Если кусачек нет, можно аккуратно отпилить лишний кусок троса болгаркой, а наконечник напрессовать на трос пассатижами. Еще выйти из положения можно с помощью достаточно мощного паяльника - просто залудить конец троса. Стальные тросы неплохо лудятся кислотой.

Внешний вид и цвет товара может отличаться от представленного на сайте изображения. Несовпадение внешнего вида и комплектности реального товара с фотографиями и описанием на сайте не является показателем ненадлежащего качества товара.

Ждем вас по новому адресу Стремянная, 2, Спортивная линия переехала с Литейного, 51!

Размеры обуви и одежды

Акции и распродажи

Вакансии